суббота, 21 ноября 2015 г.

ИНОСТРАНЦЫ НА СЛУЖБЕ РОССИИ

    Отношение к европейцам в России всегда было крайне противоречивым. Нужна ли нам Европа? Стоит ли учиться у нее? Так ли необходимо перенимать европейский опыт? Даже среди тех, кто отвечал на эти вопросы положительно, существовало устойчивое представление об иностранцах на русской службе как о «пятой колонне».
Однако совсем обойтись без варягов государству российскому было не так уж просто. Своим чиновникам недоставало опыта в управлении, не хватало инициативы. Конечно, это вполне естественно для страны, импортирующей западную культуру. Для варяжских гостей Россия всегда была воплощённой мечтой о быстром карьерном росте. Все реформаторские начинания в той или иной степени сопровождались массовым привлечением иностранцев на русскую службу.
Иностранцу почти ничего не нужно было делать для того, чтобы войти в российскую бизнес-элиту. Иностранцу легко было стать высшим сановником империи. Так, в начале ХХ века среди придворных чиновников, аристократии, имеющей чины императорского двора, почти половина иностранного происхождения. Совершенно немыслимая ситуация, скажем, для американской элиты. Члены самых престижных клубов в Соединенных Штатах все-таки по преимуществу англосаксы.
Советский историк Н. А.Троицкий, специалист по истории XIX века и, в первую очередь, истории войны 1812 года, заметил однажцы следующее:
«Российский генералитетв 12-м году был отягощен не столько доморощенными бездарностями из дворянской знати вроде Шувалова или Васильчикова, сколько иностранцами – и обрусевшими, и новоявленными; иные из них даже не знали русского языка как, например, Фуль и Винценгероде.
Высокие командные посты занимали Беннигсен и Витгенштейн, Паулуччи и Багговут, Эртель и Пален, Эссен, Штейнгейль и фон дер Остен-Сакен, Ланжерон и Левенштерн, Корф и Крейц, Ламберт и Сен-При, Бухгольц и Сивере, Траверсе и Канкрин, Ферстер и Трузсон, принцы Евгений Вюртембергский и Карл Мекленбургский, не говоря уже о тех, кго был в меньших (но тоже генеральских) чинах, как Дибич, Опперман, Кнорринг, Бенкендорф, Берг, Гельфрейх, Ольдекоп, Фокидр».
Можно вспомнить знаменитых Карла Вильгельма Толь, генералов Гордон, Лефорт, Брюс, героя обороны Полтавы Келина, открывателя новых земель и морей Беринга, полководцев Ласси, Миниха, Винцингероде, флотоводцев Грейга, Гейдена, Белли, устроителей юга России Дерибаса и Ланжерона, министров Канкрина и герцога Вюртембергского и много, много других.
Огромную по своей культурной значимости для нашей страны роль сыграл труд славной плеяды итальянских архитекторов: Пьетро Антонио Солари (архитектор стен и башен Московского Кремля), МаркФрязин (один из проешровщиков Грановитой Палаты), Алевиз Миланец (Фрязин) (проектировал каменные палаты Кремля, стену и башни вдоль Неглинки, Архангельский собор Кремля), Аристотель Фиорованти (архитектор Успенского собора Кремля), Доменико Трезини (архитектор Петропавловской крепости), Луиджи Руска (создатель многочисленных архитектурныхобъектов Санкт-Петербурга), Бартоломео Растрелли (архитектор Петергофа и Царского Села, зодчий дворцов Северной столицы). Этот список можно продолжать еще очень долго.
В качестве «гастарбайтеров» в России успели отметиться не только итальянцы. Есть среди тех, кто привносил свою светлую мысль в развитие нашей страны и немцы (медики Бюллов и Маркварт, первооткрыватель Антарктиды Беллинсгаузен, поэтАфанасий Фет, режиссер Мейерхольд и др.), и французы (архитектор Валлен Деламот, букинисты Битепаж, Виоле, Дюфур и Белизар, астроном Делиль, благодаря которому удалось точно определить координаты Петербурга, балетмейстеры Дидло, Ланде и Петипа, военный флотоводец Траверсе и др.) и другие зарубежные нации.
Можно долго перечислять талантливых европейских администраторов, участвовавших в формировании нашего государства: Лефорт – вдохновитель Петровских реформ, Пален – ближайший советник Павла I и по совместительству его убийца, Барклай де Толли –триумфатор войны 1812 года, Бенкендорф – создатель первой эффективной политической полиции, Бунге – автор очень толковой по российским меркам финансовой реформы, наконец, Витте – творец российского зкономического чуда.
Интересно, что в XIX веке среди министров иносфанных дел явно преобладают европейцы: Чарторыйский, Будберг, Ламздорф, Нессельроде, Гирс. Даже Горчаков и тот наполовину немец. Эю – министры, а что уж говорить об общем административном корпусе, где основная нагрузка ложилась именно на плечи чиновников из российских немцев, которые являлись де-юре российскими гражданами, но в действительности были людьми абсолютно иной политической культуры.
(По материалам российских сайтов).


Комментариев нет:

Отправить комментарий