пятница, 20 ноября 2015 г.

Из нашей литературной жизни

Мы уже отмечали в ФБ, что крымскотатарская литература, наряду с Азербайджанской является самой древней из тюркских литератур. Наши поколения (рождения конца 30-40-х годов) по мере своих возможностей, преодолев тяготы периода депортации, сохранили и, несмотря на неимоверные потери, вернули ее в Крым, где ее истоки, где она зарождалась и успешно развивалась в течение почти тысячалетия. Теперь уже на родине предстоит продолжить это дело молодым поколениям (рождения 60-70-х годов и более молодым, которых, к великому сожалению, очень и очень мало). Для этого молодым литераторам, журналистам, пишущих о литертатуре, надо прежде всего любить эту литературу, учить и знать современную крымскотатарскую литературу, чтобы не попадать впросак как нижеследующий автор. Теперь по сути вопроса.

По поводу статьи Урие Абла в газете «Авдет»,
помещенную в ФБ.

Прочитал в ФБ статью «В каком направлении развиваться современной крымскотатарской литературе?». Автор Урие Абла. Поскольку, как видно из статьи, автор не имеет никакого представления о современной крымскотатарской литературе, при чтении статьи возникает ряд вопросов.
Начну с того, что автор в самом начале статьи утверждает: «В современной крымскотатарской литературе практически нет новых литературных произведений, отражающих жизнь народа в эпоху возвращения на Родину».
Совершенная ложь. Сразу видно, что автор воообще не знакома с современной крымскотатарской литературой (ниже я обосную свое мнение).
Не буду останавливаться на нравоучительных сентециях автора, адресованные вероятно нашим писателям, как писать, что писать, на что особо обратить внимание и т.д. Отвечу только на отдельные категорические высказывания автора.
«А что есть в сегодняшней современной крымскотатарской литературе для детей и для взрослых?» задается вопросом автор и тут же сама категорично отвечает на этот вопрос: «В современной крымскотатарской литературе практически нет новых литературных произведений, отражающих жизнь народа в эпоху возвращения на Родину».
Сошлюсь только на некоторые произведения наших писателей на эту тему:
Роман «Агъыр такъдирлер» («Тяжкие судьбы») – 2009 г. покойного писателя Рустема Муедина.
Роман «Айдын геджелер» («Ясные ночи»)  известной писательницы Урие Эдемовой.
Книги Закира Куртнезира: «Къырымтатар эдиплери» («Крымскотатарские деятели») – 2000;  «Ватан ёлу отаймаз» («Не зарастет дорога, ведущая на Родину» – 2014; «Юрек агърылары» («Ноющие боли сердца») – 2008.
Книги писателя Певата Зети «Къырымларнынъ такъдири» («Судьба крымцев») – 2009; «Хроника крымских событий»  – 2006; «Акъкъынъдан вазгечме» («Не отказывайся от своего права») – 2007г.
Книга Шерьяна Али «Хатыралар юкю» («Груз воспоминаний») – 2011г.
Сборник стихов Рефата Чайлака «Ватан дуйгъусынен» («С чувством Родины») – 2014 г. и т.д.
«Сегодня многие исторические личности (Номан Челебиджихан, Вели Ибраимов, Бекир Чобан-заде, Амет-Хан Султан и многие другие) могли бы стать героями исторических и художественных романов, повестей. За прошедшие 25 лет возвращения и возрождения таковые не созданы», утверждает автор.
Хотел бы отметить, что очень редко создаются романы об отдельных личностях. Чаще всего содаются книги о жизни и деятельности таких людей. Например, в советское время была серия «Жизнь замечательных людей». У нас за последний период создан целый ряд книг о видных крымскотатарских деятелях, на которые, как выражается автор «можно было бы равняться крымскотатарской молодежи».
Это прежде всего книги покойного Сафтера Нагаева. 1) «Исмаил бейнинъ Туркестан сефери» («Туркестанский вояж Исмаил бея») – 2006 г, посвященная деятельности И. Гапринского; 2). «Иште санъа чобан огълу!» («Вот тебе и чабанский (пастушеский) сын») – 2007 г. о жизни и деятельности Бекира Чобан-заде; 3) Иджретте къалгъан эдждатларымызнынъ хатырасы». 1-я книга (2005); 4) «Иджретте къалгъан эдждатларымызнынъ хатырасы». 2- книга (202013); 5). «Девир аралыкъларында». Энъ корюмли инсанларымыз акъкъында очерклер (2008); 6) «Асыргъа мусавий омюр». Къырымтатар миллий арекетининъ акъсакъалы Мустафа Халилов акъкъында повесть (2004).
Юнус Кандым. «Куреш мейданыны от басмаз» («Не зарастет площадь борьбы за права народа»). Книга о жизни и деятельности Номана Челеби-джихана (.
Риза Фазыл. 1). «Шаир намын халкъ сакълар» («Славу поэта сохранит народ») – 2008 г. Книга памяти о выдаюшемся поэте современности Эшрефе Шемь-заде; 2). «Алим – Къырым йигити» («Алим – крымский джигит». О народном герое Алиме Азама оглу (2005); 3). «Севдигим Ялта». Книга памяти о выдающемся прозаике, авторе более 20 романов Джингизе Дагъджи (2012 и т.д.
«Меним энишли-ёкъушлы, чечекли ёлларым». Хатырлавлар. («Мои тернистые дороги». Воспоминания). Книга о жизни Сабрие Эреджеповой. Составитель Риза Фазыл (2012).
Создание серии «Литературный портрет». Изданы литературные портреты: «Исмаил бей Гаспринский». Автор Сеитгазы Гафаров (2014); «Шакир Селим». Автор Аблязиз Велиев. (2014).
«Следы в сердце и в памяти». Книга воспоминаний о жизни и деятельности выдающегося конструктора Рефата Аппазова (2007).
Зера Бекирова. «Ватан ёлуна багъышлангъан аят» («Жизнь, посвященная  борьбе за Родину»). Книга, посвященная жизни Джеппара Акимова (2009).
Таир Киримов. «Миллет джевхерлери» («Цвет нации»). Книга, посвященная жизни идеятельности выдающихся деятелей крымскотатарской культуры.
Лейля Алядинова. «Эдипнинъ рухий дюньясы» («Духовный мир писателя») г. Книга воспоминаний о Шамиле Алядине (2013).
Так что все это наДо знать прежде чем что-то писать!
«В истории крымскотатарской литературы профессиональных детских писателей – крымских татар – не было вообще – это факт», рубит с плеча автор.
Ей невдомек, что ряд крымскотатарских профессиональных писателей, поэтов создавали и создают крымскотатарскую детскую литературу. Это и классик крымскотатарской литературы Асан Чергеев, и детский поэт Джемиль Кендже, и Зейнеп Аббасова, и Эюп Дерменджи, и Энвер Селямет, и Эшреф Ибраим, а также современные писатели Билял Мамбет, Нузет Умеров, Наджие Аметова, Айше Кокиева, Эмине Усеин, Альяна Османова, Васфие Кипчакова, Рустем Сулейманов. Вместе с тем, нет наверно ни одного поэта, который не писал бы детские стихи или рассказы.
Так что, не надо наносить тень на плетень.
Лучше бы и этот автор и газета занялись бы пропагандай современной крымскотатарской литературы, посвящали бы статьи вышедшим новым книгам, творчеству отдельных писателей, чего не делает ни одна наша газета. А потом говорим, что исчезает язык, литература. Конечно будут исчезать, если не будем заниматься ими. И отрицать все, что имеем, как это делает вышеуказанный автор.





















Комментариев нет:

Отправить комментарий