четверг, 19 ноября 2015 г.

Риза Фазыл
КОГДА И КАК КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ
СФОРМИРОВАЛИСЬ КАК НАРОД

(Текст выступления на круглом столе, посвященном
наименованию, самоназванию крымтатарского народа) 

Известно, что в Крыму в древности проживало множество этносов и племен. Самые древние из них: тавры – примерно 1300 лет до н.э., киммерийцы – 1000 лет до н.э., скифы – 700 лет до н.э., греки500 лет до н.э., готы – I-II века н.э., гунны IV век, хазарыVII век, печенегиIX век, половцы (кипчаки) – Х-Х1 в.в. А также турки, римляне, генуэзцы и т.д.
Безусловно, все, кто пишет о прошлом Крыма и крымских татар, перечисляют все или почти все эти племена. И это правильно, так как все они, вероятно, имеют какое-то отношение к этногенезу крымских татар. Что касается истории крымскотатарского народа, тут столько наворочено, что разгребать – дело не легкое. Но придется, так как оставлять все как есть просто нельзя – время пришло.
Одним из первых в это благородное дело подключился известный ленинградский ученый, друг нашего народа Валерий Возгрин, издавший в 1992 году книгу «Исторические судьбы крымских татар». Недавно издан его новый труд «История крымских татар» в 4-х томах (Нестор-История. Санкт-Петербург, 2013).
Не буду останавливаться на том, как он утверждает, что крымтатары происходят от монголо-татар, от «ордынцев», как он пишет. Об этом подробно можно читать в моей статье, опубликованной в газете «Къырым» от 7 августа 2013 года.
Мы сказали, что разгребать навороченное в истории крымскотатарского народа – дело нелегкое. Попытаемся и мы в меру своих сил, используя имеющиеся у нас на руках материалы, внести в этот вопрос некоторую ясность.
В постсоветский период много говорится о необходимости позитивного переосмысления истории малых народов. Да, переосмысливать приходится очень многое. Так как в истории малочисленных народов придумано множество мифов, совершено множество ошибок. В частности, следует остановиться на одной, умышленной «ошибке» русских и советских историков – происхождение крымскотатарского народа до сих пор продолжают связывать с приходом монголо-татар в Крым в XIII веке.
И почти все авторы после перечисления вышеуказанных этносов, минуя X, XI, XII века, сразу перескакивают к XIII веку, т.е. приходу монголо-татар в Крым. В чем же суть такой последовательности, такой настойчивости в игнорировнии событий, происшедших в этот немалый исторический период? А дело в том, что именно в этот период сформировался этнос, который сейчас мы называем крымскотатарский народ. Вот, оказывается, где собака зарыта!
Да, в этногенезе крымскихтатар, как указано выше, участвовали тавры и скифы, готы и гунны, хазары, печенеги и турки... Но главное – это участие в нем половцев (кипчаков), пришедших в Крым в конце X века. Кипчаки, которые были на голову выше остатков местных племен по культуре и развитию, по организованности, объединили и ассимилировали остатки этих племен в этническую общность с единой культурой, языком и религией (Ислам). Могли это они сделать? Да, могли.
Вот что пишет Евгений Возгрин в «Истории крымских татар»: «Вообще кипчакское ханство, обладая какой-то мощной притягательной силой, являясь ядром, к которому, как к магниту, притягивались широко разбросанные по причерноморской степи остатки племен печенегов, огузов-торков, булгар, аланов, привлеченных растущей мощью молодого государства».
Мы бы сказали, что то же самое кипчаки сделали и в Крыму. Далее автор, как бы подтверждая нашу мысль, продолжает: «Для половцев-кипчаков была характерна модель жизни, несколько отличавшая их от других кочевников. Прежде всего, их кочевое хозяйство было «наиболее развитым и хорошо организованным...» (т. 1, стр. 227. Везде выделено нами).
Следовательно, они (КИПЧАКИ) и стали основой крымскотатарского народа, его ядром. А не монголо-татары, как это преподносится до сих пор историками шовинистического толка.
Этот факт настойчиво игнорируют русские историки и не только они, повторяя и переписывая друг у друга ложь. В лучшем случае вскользь говорится о половцах (куманах)-кипчаках. Но о том, что как раз в этот период сложился крымскотатарский народ, т.е. коренной народ Крыма, который задолго до прихода монголов имел свою письменность, литературу, литературный язык (об этом подробно чуть ниже) – ни слова. Цель, конечно, изначально была и остается политическая и стратегическая: показать крымских татар не автохтонным народом Крыма, а пришельцами, что дало бы основание когда-нибудь очистить Крым от них.
Что и было, наконец, сделано в 1944 году.
Чтобы не быть голословным, приведу некоторые выдержки из сочинений, в которых в один голос повторяется концепция, что крымские татары и есть монголо-татары, пришедшие в Крым в ХIII веке.
Не буду обращаться к прежним авторам, их очень много и они в один голос повторяют эту же концепцию. Почти все они перечисляют вышеуказанные этносы, доходят до X века, т.е. до распада Хазарского каганата и сразу переходят к XIII веку – к приходу на полуостров монголо-татар. И никто не задается вопросом, что же здесь происходило в этот период, охватывающий почти 300 лет. А происходило то, что мы отметили выше.
Пришедшие в Крым в X веке кипчаки вместе с остатками местных племен составили основу сформировавшегося именно в этот период крымскотатарского народа. Вот в чем суть вопроса. Не хотела, никак не хотела русская, советская шовинистическая историография признать этот очевидный факт, так как с признанием этого факта рушилась вся концепция историков-фальсификаторов.
Несколько слов о кипчаках, которые сыграли основную роль в формировании крымскотатарского этноса в домонгольский период.
Арабский путешественник Ибн аль-Асир, говоря об ордынцах, пишет: «Татары остановились в Кипчаке (автор даже регион Крыма называет «Кипчак»ом-Р.Ф.)... Прибыли они к городу Судаку; это город кипчаков, из которого они получают свои товары, потому что он (лежит) на берегу Хазарского моря и к нему пристают корабли с одеждами... ». (Л.И.Рославцева. “Крымские татары”. Изд-во Макс-Пресс, Москва-2008. Стр. 15).
Еще из этого же источника: «В древности это государство, – продолжает купец, – было страною кипчаков, но когда им овладели татары (имеется в виду пришлые монголо-татары-Р.Ф.), то кипчаки сделались их подданными. Потом татары смешались и породнились с кипчаками и земля одержала верх над природными и расовыми качествами татар и все они стали точно кипчаки, как будто они одного с ними рода, от того, что монголы-татары поселились в земле у кипчаков (т.е. в Крыму-Р.Ф.), вступали в брак с ними». (Там же, стр. 202).
Да, кипчаки. Ибн-аль-Асир не мог по другому назвать народ, основу которого составляли именно кипчаки. Потому что сформировавшийся за короткий исторический период в пределах Х-ХШ вв. народ попросту НЕ УСПЕЛ еще принять конкретное самоназвание. И термин «кипчаки» также потом не прижился, так как в эту общность входили остатки и других племен. Вскоре в Крым пришли монголо-татары, а затем в XV веке образовалось Крымское ханство во главе с золотоордынцем Хаджи Герай ханом. Отсюда и утвердилось потом самоназвание «татары» «крымские татары».
Упомянутая нами выше Л.И. Рославцева в своей книге прямо пишет: «Появление на полуострове «монголо-татар» в конце 1-й трети XIII в. послужило толчком к началу процесса формирования крымскотатарского этноса...» (стр. 19). Видите ли, не кипчаки, проживавшие в Крыму в тесных контактах с остатками прежних племен, начали процесс формирования крымскотатарского, а «монголо-татары». Просто-таки удивительно.
А известный историк проф. A. С. Башкиров пишет следующее: «В середине IX в. Таврида постепенно от хазар освобождается, но в то же время снова попадает под протекторат Византии. К этому времени относится появление в Тавриде варяжских дружин, грабивших ее берега. В середине XII в. в Тавриде появляются новые колонисты из итальянских коммерческих городов-республик» («Древние и средние века в истории Крыма». Крымгосиздат, 1929 г. стр. 21-22).
Как видим, профессор не забывает о появлении в Тавриде каких-то варяжских дружин, итальянских коммерческих колонистов, но о приходе в этот же период на полуостров массы половцев-кипчаков – ни слова, и затем сразу переходит к XIII веку, т.е. к монголо-татарам. Воистину, «слона-то не приметил!».
Не буду больше приводить примеров, так как все они подобного рода.
Удивительно, не только они, некоторые наши свои исследователи тоже потакают этой концепции. Уважаемый нами московский ученый Эрик Кудусов в своем труде «Крымские татары как этнос», упоминая распад Хазарского каганата в IX веке, сразу перескакивает в XIII век к приходу в Крым монголо-татар. О кипчаках ни слова.
Но, шукюр Аллагъа, есть и современные крымскотатарские ученые, которые стали выявлять истину. Проф. А. Меметов пишет: «Образование основополагающего ядра крымскотатарского народа относится ко времени распада Хазарского каганата и проникновения кипчаков в пределы Причерноморских степей и в Крым, т.е. к Х XI вв.). И продолжает: «Лексико-семантический и структурно-грамматический анализ крымскотатарской лексики в сравнительно-историческом плане также приводит нас к заключению, что основу современного крымскотатарского языка, несмотря на многовековое турецкое влияние, составляет кипчакский слой».
Покойный историк-краевед Р. Куртиев отмечает: «С приходом тюркских племен: печенегов (первая четверть X в.) и кипчаков (середина XI в.), начинается 2-й период в истории складывания этнического ядра крымских татар, который можно назвать «кипчакским»... Именно кипчаки и завершили тюркизацию и создали преимущественную монолитность населения Крыма». Следовательно, это есть формирование этноса как такового.
Исследователь М. Хайрутдинов в своей статье «К вопросу об этногенезе крымских татар» констатирует, что «…историческим ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму в период с IV пo XII вв. Особое место в этногенезе крымских татар отводится кипчакским племенам, которые смешавшись с местными потомками гуннов, хазар и печенегов, живших там, составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов и крымчаков».
Отрадно, что истина начала проявляться. Но, видимо, успокаиваться еще рано. Буквально пару лет назад вышла из печати книга «Краткая история Крыма». Авторы Дмитрий Прохоров и Никита Храпунов. Книга красочно, добротно оформлена. Но крымские татары здесь вновь приравниваются к монголо-татарам, пришедшим в Крым в XIII веке. Другого не дано этим «историкам».
Но где же активность наших историков, которые могли бы профессионально выявлять истину?
Я не историк, не ученый, а писатель. Потому остановлюсь на литературном, языковом аспекте взятой нами темы – истории крымскотатарского народа.
Известно, что язык, литература играют особую роль в формировании народа, становлении этноса. В этом отношении крымскотатарский язык и литература также не являются исключением. Наоборот, можем с гордостью отметить, что крымскотатарская литература, начало которой, по последним данным, восходит к XII веку, является самой древней из всех тюркских литератур. Также и язык крымскотатарский является одним самых ранних среди тюркских языков.
Мы имеем на руках сохранившийся письменный литературный памятник поэму-дестан «Юсуф и Зулейха» поэта Махмуда Къырымлы (Крымского) в 5600 строк, которая создана на крымско-кипчакском языке в конце ХII века. Поэма опубликована в журнале «Йылдыз» в номерах за 2009 и 2010 гг. Она недавно издана также отдельной книгой (Махмуд Къырымлы. «Юсуф ве Зулейха». Симферополь. Изд-во «Крымучпедгиз», 2013). Поэма написана на основе коранического сказания о судьбе пророка Юсуфа (по Библии – Иосиф Прекрасный).
Мы имеем еще одно сохранившееся произведение домонгольского периода на крымс- ко-кипчакском языке – поэму-дестан «Къысса-и Юсуф» поэта Халиль оглу Али на ту же тему. (Полностью опубликована в журнале «Йылдыз» (№№ 1-6 2014 г. и №№ 1-5 2015 г.).
Наличие таких литературных произведений, таких письменных литературных памятников дает нам полное право утверждать, что, как мы указали выше, в период X, XI, XII вв. образовался и жил на полуострове народ, коренной народ Крыма – крымские татары, которые имели свою культуру, религию, литературу, поэзию, литературный язык. Думаю, что эти факты и их значение в истории крымскотатарского народа ничем нельзя опровергнуть. Наоборот, на эти чрезвычайно важные факты надо опираться, надо их использовать.

Что касается наименования народа – татар (крымтатар), то следует сказать, что сформированный как народ в вышеуказанный период до монгольского периода крымские татары, как мы указали выше, не успели, видимо, принять определенное самоназвание. Термин «къыпчакъ» тоже не прижилось, как видим, ведь входили в этногенез и другие племена. А тут нагрянули в Крым монголо-татары, которые, привнесли свое наименование. Впоследствии народ в Крыму уже называлось «татарами».
Привожу строки из произведения одного из самых выдающихся поэтов Ханского периода Борагъазы Герай хана, где он своих солдат называет «татар»:

«Ол махальде ирди ТАТАР АСКЕРИ
Исмине дирлерди Адиль Герай».

«Ирдилер беш-алты бинъ ТАТАР ИЛЕ
Хамле итди ол дилаверлер хеман».

«Мустехидир олар зиядее хем,
Къысмет итди аны НОГЪАЙ у ТАТАР.
Нитсюн аны юз элли бинъ аскер,
Эйлемиш махзы кизби озюне шиар».  

В другом месте он также пишет:

«Дедик ойле ола хаша джелиси ТАТАР,
Нидже юз бинъ олурса къавм-и кюффар.
Юзин дёндирмез андан дженг эридир,
Ким анынъ эр бири дерд эридир».

Еще в другом месте пишет также:

«Ким анда аскере рухсат верильди,
Беш-он гюнлюк ёла ол гюн ирильди.
Хамд-у Лиллях хазимет тапты кюффар,
Гъанимет багърына гъаркъ олды ТАТАР».

Взято из книги «Gazi Geray Han. Hayati ve eserleri». Istanbul, 1958.
(Так что, татар адыны бизге руслар бердилер деген шей бус-бутюн ялан).






Комментариев нет:

Отправить комментарий