среда, 18 ноября 2015 г.


Литература — зеркало души народа.
                                                                                                                                            Риза Фазыл

ИЗ ИСТОРИИ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Продолжение.

«Период крымской истории, с середины XV века по 1783 год с полным правом можно назвать эпохой Гераев, – продолжает Н.Абдульваап. –. Трудно не процитировать известного русского поэта, художника и мыслителя Максимилиана Волошина (1877—1932), охарактеризовавшего эту эпоху как «Золотой век Гераев». В этом определении присутствует вполне оправданное признание роли Гераев в политической и культурной истории Крыма. С точки же зрения истории литературы не может не быть отмеченным тот факт, что около 30 представителей рода ханов Гераев получили известность как писатели, поэты и историки». 1
Сошлемся и мы на М.Волошина. «После беспокойного периода татарства времен Золотой Орды, – пишет он, – наступает золотой век Гираев, под высоким покровом великолепной, могущественной и культурной Турции времен Сулиманов, Селимов и Ахметов. Никогда –– ни раньше, ни позже, –– эта земля, эти холмы и горы и равнины, эти заливы и плоскогорья не переживали такого вольного растительного цветения, такого мирного и глубокого счастья.
Но в XVIII веке Дикое Поле затопляет Крым новой волной варваров. На этот раз это более серьезно и длительно, так как эти варвары –– русские, за их спиной не зыбкие и текучие воды кочевого народа, тяжелые фундаменты Санкт-Петербургской империи… И держат они себя так, как обычно держали себя пришельцы с Дикого Поля: жестоко и разрушительно…
Еще с первой половины XVIII века, с походов Миниха и Ласси, начинается истребление огнем и мечом крымских садов и селений… Это значит, что вся эта пустыня еще сто лет назад была цветущим садом. Весь этот магометов рай уничтожен дочиста. Взамен пышных городов из Тысячи и Одной Ночи, русские построили несколько убогих уездных городов по российским трафаретам и частью из потёмкинского романтизма, частью для Екатерининской рекламы назвали их псевдо-классическими именами –– Севастополей, Симферополей, Евпаторией… Земли систематически отнимались у тех, кто любил и умел их обрабатывать, а на их место селились те, кто умел разрушать налаженное; что трудолюбивое и лойяльное татарское население было приневолено к ряду трагических эмиграций в Турцию, в благодатном климате всероссийской туберкулезной здравницы поголовно вымирало, –– именно, от туберкулеза, – это показатель стиля и характера русского культуртрегерства».2
(Похоже, что за двести с лишним лет в отношениях к этому народу ничего не изменилось).
Надо сказать, что письменная крымскотатарская литература  того периода характеризуется борьбой двух направлений: феодально-клерикального и прогрессивного. Эта борьба, являясь отражением общественных противоречий, охватывала и все стороны художественного процесса.
Феодально-клерикальная литература вбирала в себя религиозно-мистическую, схоластическую и дворцово-аристократическую литературу. Светская литература состояла из двух самостоятельных ветвей: творчество прогрессивных поэтов и поэтов-сазистов — импровизаторов-ашугов, исполняющих свои произведения под аккомпанемент саза 3.
Не будем останавливаться на религиозно-мистической и дворцово-аристократической литературе. Приведем лиь некоторые примеры из творчества крымских Ханов, многие из которых были талантливыми поэтами.

Хан Менгли Герай I, который трижды занимал ханский престол и в общей сложности правил Крымом в течение сорока четырех лет, известен также и как творчески одаренной личностью, и как ярый сторонник науки, считавший, что будущее ханства связано с развитием науки и образования. Это он в 1500 году основал в Бахчисарае знаменитое впоследствии первое высшее мусульманское учебное заведение в Крыму Зынджырлы медресе (Медресе с цепью). Сохранился текст выступления хана Мегли Герая при торжественном открытии медресе: «Разум делает человека существом благородным, а путь к совершенствованию разума лежит через науку. Кто не уважает науку, будь он хан или падишах, не сможет создать ничего, рассчитанного на будущее, и рано или поздно постигнет его бесчестье. Я приказал повесить в дверях медресе эту цепь, чтобы каждый, кем бы он ни был, при входе в этот священный храм науки склонил голову, выразив таким образом свое уважение к науке». 4 Единственное сохранившееся стихотворение Менгли Герая I в переводе Сергея Дружинина звучит так:

Разлук с тобой тоску и боль как описать, любовь моя?
В душе – огонь, в глазах – слеза и в сердце – вздох
                                                                         день ото дня.
Чтоб птицу лика твоего в своих виденьях удержать,
В решетку из тугих ресниц я превратил свои глаза.

Я – хан Менгли, я – властелин во всех владениях любви,
На все сокровища земли я бы любовь не променял.



Из поэтов ханской династии особо выделяется Газаи (хан Борагазы Герай II), выдающийся правитель Крыма, который дважды пребывал на ханском престоле.. Наряду с незаурядными политическими и военными способностями, он обладал несравненным творческим талантом, что предопределило его судьбу как одного из самых известных и популярных поэтов своего времени, у которого сохранилось и дошло до наших дней значительное количество произведений: более 60 газелей, поэмы, переписка. Его современники отмечают, что он был ученым, в совершенстве владел арабским, персидским, турецким языками и писал на этих языках художественные произведения. Как поэт он оставил яркий след в крымскотатарской литературе ханского периода. Вместе с тем он, можно сказать, был популярнейшим композитором своего времени, сочинявшим музыку на свои стихи. Песни его исполняются в народе до сих пор. Особым успехом пользовались его дестаны (поэмы) «Гуль ве бульбуль» («Роза и соловей»), «Долап» («Мельничное колесо»), газели. Известны его очень содержательные письма, в том числе и в стихотворной форме. Вот одна из его газелей:

                               *    *    *

Ночью слезы, сна не зная, льет печальная свеча,
От страданья разгораясь, тает плавная свеча.

Понимая, что нет счастья без любимого лица,
Как израненное сердце, пьет отчаянье свеча.

Встречи с другом ожидая, жжет горячая слеза,
В доме мира догорает гостья – тайная свеча.

Утром с грустью понимая, что желанья не сбылись,
От печали убывая, сникла талая свеча.

То разлуки, то свиданья вспоминая, Газаи,
То рыдает, то сияет сострадальная свеча.

                                                (Перевод С. Дружинина).

Академик А.Е.Крымский, подтверждая вышесказанное, отмечает, что «…сами ханы-Гераи (как и османские султаны) охотно брались за писательское перо, писали стихи и иногда были совсем неплохими писателями. Даже такие суровые, воинственные ханы, как Менгли Гирей (XV-XVI вв.), были поэтами. Менгли Гирай писал очень нежные стихи о разлуке, причем на чисто татарском языке, а у Газы Гирая II (XVI в.) мы видим и гимны войне, и мирные, гуманные лирические темы с определенной меланхолией, как, например, в его несомненно талантливом стихотворении «Мельничное колесо». Иногда крымские ханы в своих сочинительских сверхувлечениях переписывались стихами во своими сюзеренами, османскими султанами, или обращались к своим людям с манифестами в стихах… Была и поэтесса среди гиреевской династии – Ханзаде Ханум – дочь Газы Герай хана и  жена хана Бахадыр Герая (1636-1641). Не удивительно, что при таких поэтических способностях и симпатиях к поэзии крымских властителей к их двору охотно могли тянуться разные поэты». 5
___________
1.  Абдульваап Н. Грёзы розового сада. – Симферополь: СОНАТ, 1999. – с. 7
2 Волошин М. Культура, искусство, памятники Крыма. Крым. Путеводитель. Изд-во Земля и фабрика. Москва-Ленинград, 1925. С.127-140).
3. С аз – национальный музыкальный инструмент.
4. Червонная С.М. Искусство татарского Крыма. – М.: Российская академия художеств. 1995. – с. 127.

­­­­­­­­­­­­­­5. Крымский А.Е. Литература крымских татар. – Симферополь: Доля, 2003. – с.158.

Комментариев нет:

Отправить комментарий