Литература —
зеркало души народа.
Риза Фазыл
Продолжение.
Истоки крымскотатарской
литературы
Следует
сказать, что крымскотатарская литература, наряду с азербайджанской и турецкой
является одной из самых древних тюркоязычных литератур. Поскольку свое начало
она берет из глубины веков, обратим внимание на отдельные факты и события,
которые составляют ее слагаемые на многовековом пути.
Из
истории известно, что в IX-Х
веках многочисленные кыпчакские племена двинулись из регионов рек Идиль (Волга)
и Джаик (Яик – река Урал) на запад, в Причерноморские степи, где они
обосновались надолго, и вся эта территория получила название «Дешт-и Кыпчак»
(«Кыпчакские /половецкие/ степи»). Большое количество этих племен поселилось
тогда в Крыму, где они смешались с потомками гуннов, хазар и печенегов, жившими
здесь, и составили затем вместе с ними этническую основу современных крымских
татар. С принятием ими ислама (X век) такие устные поэмы арабского фольклора,
как «Юсуф и Зулейха», «Лейля и Меджнун», а также множество религиозных сказаний
широко распространились среди местного населения. Впоследствии к ним
прибавились такие шедевры народного творчества, как дестаны «Кёр-оглы», «Ашик Гариб»,
«Ашик Керем», остроумные анекдоты о Ходже Насреддине и Ахмет-Ахае и т.д. Все
это и явилось той благодатной почвой, которая питала соками зародившуюся тогда
крымскотатарскую литературу, в особенности поэзию.
Здесь
следует отметить что корни крымскотатарского языка и литературы, как и у многих
других тюркских народов, восходят к Орхоно-Енисейским письменам, к
историко-героической песне Куль-тегина (VI-VIII
в.в.) и к таким общетюркским письменным литературным памятникам как «Диван-и
лугъати-т-тюрк» («Словарь тюркских слов») Махмуда Кашгари (XI в.), «Кутадгу билик» («Знание,
приносящее счастье») Юсуфа Баласагунского (XI в.) и другим.
Для
появления письменной литературы, как известно, необходим прежде всего
письменный язык, который и появился у крымских татар вместе с принятием ими
ислама и проникновением на полуостров арабского письма.
Первых
памятников письменности у крымских татар, как и у многих других народов,
конечно, не сохранилось. Но то, что дошло до наших дней, дает основание
говорить о появлении здесь письменной литературы не позже XII века.
Известный
востоковед А.Н. Кононов отмечает, что «старейшим памятником
крымскотатарского языка является созданный в конце XIII века в Крыму (г. Солхат
– Старый Крым) латинско-персидско-куманский словарь “Кодекс Куманикус”».
Как сейчас установлено, самыми древними письменными
памятниками крымскотатарской литературы, созданными в Крыму до нашествия
монголо-татар являются поэма «Юсуф и Зулейха» поэта Махмуда Кырымлы (Махмуда
Крымского), написанная по некоторым данным в конце ХII века и поэма «Кисса-и Юсуф» («Сказание о Юсуфе») поэта Али Халиль оглы,
датируемая 609-м годом Хиджры, то есть 1212 годом (Хиджра – мусульманское
летоисчисление). Поэмы эти написаны на основе коранического сказания о пророке
Юсуфе (о Прекрасном Иосифе). Сохранившаяся до наших дней поэма «Юсуф и Зулейха»
является началом письменной литературы крымских татар.
поэмы «Юсуф и Зулейха»
Когда Юсуфу исполнилось десять лет, он
увидел сон: к нему сошли с неба солнце, луна и
одиннадцать звезд. Якуб растолковал этот сон как предзнаменование того, что Юсуф станет султаном, и велел Юсуфу не говорить о сне старшим братьям, чтоб не вызвать у них зависть. Но сестра Якуба,
услышав разговор, рассказала о сне Юсуфа
братьям. Братья, и раньше недолюбливавшие Юсуфа за исключительное внимание к нему отца, возненавидели его
еще больше и решили убить его. Однако
после споров они Юсуфа не убили, а бросили в глубокий колодец, вырытый некогда гяуром по имени Ад. Придя домой,
они сказали отцу, что Юсуфа съел волк,
и показали его рубашку, испачканную кровью зарезанного ими ягненка. Якуб, обнаружив, что рубашка Юсуфа нигде не
порвана, не поверил им. Решив, что Юсуф убит братьями, Якуб все плакал дни и ночи
и совсем ослеп.
В колодце, куда был брошен Юсуф, сидел
пророк по имени Худ, еще за триста лет до
этого прочитавший в какой-то книге о будущем рождении необыкновенно красивого мальчика, для которого Аллах приберег девяносто
девять частей всей красоты, выделенной
им на долю человечества, и лишь одну оставшуюся часть распределил между
остальными людьми. Вняв просьбе Худа осчастливить его лицезрением Юсуфа, Аллах
погрузил Худа в летаргический сон, и тот заснул в нише колодца. В то время, когда братья бросили Юсуфа в
колодец, Худ очнулся и поймал его. Усадив
Юсуфа на камень, торчавший из воды, счастливый Худ тут же умер. В колодец
спустился архангел Джебраил и, передав Юсуфу повеление Аллаха терпеть и ждать, забрал тело Худа и похоронил.
_________
1. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Ленинград: Наука. 1974.С.
352.
2.
Кононов
А.Н. История изучения тюркских языков
в России. Ленинград: Наука. 1982.С. 250.
3. Кемал Конурат. К истокам крымскотатарской литературы. // Касевет. – №1. – 1996 – С. 8 – 14).
Продолжение
следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий